На гусеничном ходу

Мы давно привыкли справляться с российскими дорогами и для порядка жаловаться на их стабильно низкое качество. А что делать тем, кто вынужден «загонять» тяжелые машины в самые глухие дебри в прямом смысле этого слова? Подбирать надежные шины и гусеницы.

Одно из основных отличий лесной техники от прочих машин является ее проходимость и мобильность в самых труднодоступных уголках страны. Харвестеры, форвардеры, трелевочные тракторы и другие машины обязаны работать там, где дорог часто нет по определению. И обеспечивать эту проходимость должны правильно подобранные шины, гусеницы и цепи. 
Сегодня в ассортименте крупных продавцов и производителей гусениц в достатке. Они могут быть резиновыми, полиуретановыми, стальными, а также стальными с резиновыми накладками. И естественно, каждый «представитель» этого многообразия имеет свое предназначение.

Как обуешь, так и поедешь
Главная задача гусениц и цепей — помогать машине перемещаться даже по самому тернистому бурелому, преодолевать препятствия и выбираться на склоны, где зачастую обычной технике на шинах двигаться просто невозможно. Угол откоса при этом может быть более чем внушительным, ведь далеко не всегда лес растет на равнине — иногда за ним приходится «полазить» и по горам.

Гусеница в этом плане очень эффективна. Благодаря ей устойчивость машины на крутых склонах повышается в разы, и при этом она помогает максимально снизить давление на грунт, тем самым снижая вред, причиняемый почве.
Современные гусеницы — это больше не грохочущие «танковые» детали. В производстве сегодняшних моделей используется полиуретан. Такая «обувь» способна обеспечить машине  воистину надежное сцепление с грунтом, и плавный ход при минимальном давлении на грунт.

Еще одним отличительным качеством таких гусениц является их уникальная способность самоочищения. При дождливой погоде глина в буквальном смысле слова налипает на гусеничную ленту, и этот фактор может значительно ухудшать качество  работы. Техника съезжает, вязнет и в конечном итоге встает колом.  А благодаря эластичности полиуретана грязь практически  сползает с рабочих поверхностей гусениц. 

У гусениц из этого материала есть и еще одно преимущество — они никогда не проваливаются на песчаном, каменистом, илистом или мягком грунте, обеспечивая технике отличную тягу на нетвердой поверхности. 

Однако пенополиуретан в лесу не панацея. В буреломе эластичность как свойство материала — это скорее всего недостаток. Острые ветки и колья могут повредить гусеничную ленту или даже порвать ее.

Одной из известных фирм, производящих гусеницы из полиуретана, является компания  Bobcat. Технология изготовления полиуретановых гусениц Bobcat позволяет производить гусеницы с различным шагом, длиной, шириной и тяговым усилием в зависимости от класса техники и конструктивных особенностей её ходовой системы. 

Гусеницы из полиуретана признаны экспертами одними из самых эффективных при эксплуатации. На сегодняшний день они в полной мере отвечают требованиям современного потребителя, как по функциональным характеристикам, так и по снижению экологически вредного воздействия на окружающую среду. Они отличаются меньшим весом,  компактностью и минимальными затратами при эксплуатации и обслуживании. 

Стальной ответ бурелому
Проверенно надежным  материалом для производства гусеничных лент по признанию специалистов является сталь. Помимо глухой тайги стальные гусеницы давно и успешно «осваивают» стройплощадки: они используются при земляных работах, в сносах и при утилизации отходов, в лесном хозяйстве. Сталь тяжелее, чем полиуретан, и тем самым она помогает повышать тяговое усилие на почву. Это позволяет погрузчику без труда захватывать грунт, увеличивая работоспособность и ускоряя работу машины. 

Резиновый башмачок
Не стоит забывать и про резиновые гусеницы. Их преимущества схожи с достоинствами полиуретана. Они хорошо идут по болотистой и грунтовой местности и осуществляют качественное сцепление с почвой. 
 Не так давно резиновая «обувь» для лесозаготовительной техники была не в чести: слишком часто она рвалась, цеплялась за сучья и приходила в негодность. Но современные технологии позволяют производить  гусеницы из более прочной и стойкой резины, что позволяет делать ее наиболее надежной и долговечной.

Многим компаниям невыгодно покупать одну машину со стальной, а другую с резиновой или полиуретановой лентой.  Поэтому современными кулибиными был придуман оптимальный выход из этой непростой ситуации. Альтернатива, заключается в следующем: на стальные гусеницы крепятся резиновые или полиуретановые  накладки. За счет них покрытие остается наиболее защищенным, проходимость техники увеличивается в разы, а труднопроходимые места покоряются на раз.
Шипованная обувь

Бывает, неопытные потребители путают такие накладки с  колесными цепями. Они собирают колеса в импровизированную гусеницу и в каком-то смысле позволяют превратить колесную спецтехнику в гусеничную. 
Цепи как и гусеницы бывают разных видов, в зависимости от того на колеса какой техники их планируется надевать. Цепь, так же как гусеничная лента, увеличивает сцепление с грунтом, повышает проходимость, при этом сохраняя колеса от повреждений и существенно приумножая срок эксплуатации колес.

Эти детали изготавливаются по современным технологиям из прочной стали с шипами, которые защищают покрышки колес и способны противостоять скольжению. 

На сегодняшний день гусеничные ленты и цепи вызывают огромный интерес отечественного лесозаготовителя.  Порой хорошая работа зависит не только от техники, но и от гусениц машины. Ведь ни покатистый склон, ни бурелом не покорится технике, если она останется без качественной и надежной гусеничной ленты.

Автор: Анна Серых