А мы пойдем своим путем. Почему не все зарубежные лесозаготовительные машины приживаются в России?

На этапе валки леса максимально эффективными, по словам специалистов, сегодня считаются комплексные специализированные машины зарубежного производства — харвестеры. Это настоящие лесные комбайны, заменяющие нескольких лесорубов с бензопилами, а также погрузчик. В среднем они способны рубить по десять кубометров леса в час. База у таких машин — колесная, гусеничная или полугусеничная. 

Процесс валки полностью автоматизирован и управляется всего одним человеком — оператором. Машина сама захватывает ствол дерева, за несколько секунд спиливает его (большие деревья — по частям), обрезает сучья с помощью ножниц-сучкорезов, выполняет раскряжевку и укладывает отдельные отрезки по сортиментам. Все операции выполняются харвестерной головкой, которая представляет собой металлическую раму со встроенными захватывающими рычагами.

Западный состав

В России сегодня работает довольно много таких «умных» машин известных зарубежных марок: John Deere, Ponsse, Caterpillar и Valmet. Наиболее популярны харвестеры тяжелой и сверхтяжелых категорий. В большинстве своем это подержанное оборудование: цена новой импортной техники сильно «кусается». 

Российские производители стараются не отставать и создавать собственные лесные «комбайны». Первый отечественный харвестер Silvatec был презентован в 2009 году Онежским тракторным заводом. Правда, часть комплектующих была импортной. 

По сути, все российские харвестеры для сортиментной заготовки леса сегодня — это привычные проверенные временем и отечественным лесом гусеничные валочно-пакетирующие машины, оснащенные харвестерными головками зарубежного производства. Так, Йошкар-Олинский завод «Лестехком» устанавливает на свои ВПМ ЛП-19 харвестерные головки ведущих мировых марок: Waratah, Lako и других. 


Решает экономика

Лесопользователи признаются: специализированная зарубежная техника для валки леса работает лучше и эффективнее. И продолжают покупать отечественные машины. Или довольствуются приобретением навесного оборудования, которые устанавливают на российские трактора, хорошо известные и доказавшие свою надежность.

Главный аргумент в пользу такого выбора — цена. «Конструктор», собранный из различных комплектующих, обходится в несколько раз дешевле «умного» харвестера, сделанного за рубежом.

«Конечно, специализированные лесозаготовительные машины работают эффективнее. В случае, когда на колесную или гусеничную базу устанавливается навесное оборудование, надежность и производительность техники снижается. Однако приобретать харвестеры, особенно зарубежных марок, не только дорого, но и в некоторых ситуациях невыгодно. Все зависит от того, на какой объем лесозаготовки рассчитывает покупатель. Если предполагается рубить лес в небольших объемах, то дорогостоящая техника не оправдает потраченных на нее денег. Тогда предпочтение отдается более экономичным тракторам отечественного производства с «навесками» — российскими или импортными. При масштабной лесозаготовке себестоимость древесины снижается, соответственно, покупка харвестеров будет логичным шагом, и техника быстро окупится. В любом случае, все решает экономика», — говорит кандидат технических наук, доцент Сибирского государственного технологического университета Александр Баранов. 


Ограниченные возможности

По словам Александра Баранова, грамотные лесопользователи «пляшут» от прибыли, которую они смогут получить, заготовив и продав тот или иной объем древесины. Именно эта цифра определяет, сколько денег можно потратить на оборудование. И поскольку в России сегодня в основном лесозаготовкой занимаются небольшие и средние предприятия, выбор чаще делается в пользу «конструктора» на отечественной базе. А «умные» и высокопроизводительные импортные харвестеры, в основном, можно встретить в технопарках крупных лесных компаний.

«Современная лесозаготовка предъявляет особые требования к производительности и надежности используемого оборудования. Доработанные сельскохозяйственные или строительные машины позволяют снизить затраты на приобретение оборудования, но имеют меньший уровень производительности, надежности и долговечности, по сравнению со специальными машинами, такими как харвестеры и форвардеры, разработанными с учетом условий эксплуатации и нагрузок, характерных для работы на делянке. Сортиментная цепочка, состоящая из харвестера и форвардера, позволяет заготавливать до 100 000 м3 деловой древесины в год силами нескольких операторов», — уверен специалист по продуктовому маркетингу (лесозаготовительная техника) John Deere Никита Назаров.

Если смотреть не на цену машины, а просчитывать затраты на ее эксплуатацию, то машина с навесным оборудованием может в результате обойтись дороже специализированного харвестера. 

«Но это отдаленная перспектива, а лесозаготовителям, как правило, важнее, сколько денег они могут себе позволить потратить на технику именно сейчас, в настоящий момент», — добавляет ученый из СибГТУ.


Совместный продукт

Впрочем, как говорят специалисты, политика импортозамещения, на путь которой Россию подтолкнули западные санкции и рост курса доллара и евро, заставляет некоторых зарубежных производителей искать компромиссные варианты. Упускать российский лесной рынок с его громадными лесными запасами и перспективами им не хочется. 

Поэтому уже сейчас предпринимаются шаги по реализации в нашей стране совместных проектов, когда из российских и импортных комплектующих создаются новые машины. Стоят они дешевле зарубежных аналогов на 20-30% и более: разница зависит от доли «импорта» в готовых изделиях.


Вывезти с делянки

После того, как лес срублен и, при использовании харвестера рассортирован, лесозаготовка переходит на следующий этап — вывоза древесины с лесосеки и ее доставки на склад или перегрузочный узел. 

В России для этого в основном применяются трелевочные трактора отечественного производства. Самая часто встречающаяся модель на лесосеках — ТТ 4 производства Алтайского тракторного завода. Он хорошо «вписывается» в хлыстовую технологию заготовки леса, которая традиционно используется в нашей стране: древесина вывозится с делянок в хлыстах — поваленных стволах, очищенных от веток. Раскряжевка и нарезка выполняются уже на пунктах переработки.

В Европе, где главенствует сортиментная технология, когда спиленные деревья очищаются от сучьев и распиливаются на части по толщине прямо на лесосеке, повсеместно используются форвардеры. 

Они начинают набирать популярность и в России.  И отечественные предприятия периодически объявляют о выпуске собственных моделей форвардеров. Как и в случае с харвестерами, обычно они создаются на основе зарубежных технологий с использованием импортных комплектующих. 

«Эффективность транспортировки древесины зависит от множества переменчивых факторов: качества дорог, климатических и погодных условий и пр. Форвардеры и сортиментовозы должны обладать хорошей проходимостью, безотказностью и высокой экономичностью. Совокупность этих качеств может гарантировать снижение издержек при перевозке леса», — рассуждает генеральный директор ООО «Ивеко Руссия» Альфредо Дэррико.

В 2009 году свой первый форвардер, собранный по технологии датской компании Silvatec, презентовал красноярский завод «Краслесмаш». Спрос на машину прогнозировался большой, однако вскоре завод закрылся, а производство было перенесено на Онежский завод.


Работа с комфортом

Сегодня в России форвардеры производит итальянская компания Iveco — на предприятии полного цикла «ИВЕКО-АМТ» в Челябинской области. 

«Они адаптированы к интенсивной эксплуатации в сложных условиях и включают целый ряд конструктивных доработок в соответствии с требованиями российских заказчиков. Пример такой техники — полноприводный сортиментовоз IVECO-AMT 633920 с колесной формулой 6х6, построенный на базе шасси тяжелого грузовика Trakker и предназначенный для перевозки лесного сортимента длиной до восьми метров. Его можно эксплуатировать с двух-, трех- и четырехосными прицепами. Уже в стандартной комплектации доступны такие опции, как блокировка дифференциалов, дополнительная защита наиболее уязвимых узлов, автономный отопитель кабины и моторного отсека, осушитель тормозной системы с обогревом и утеплитель радиатора. Опционально — кондиционер, дополнительная спальная полка, ветровое стекло с обогревом и холодильник. Также компания Iveco является разработчиком и поставщиком уникального оборудования для вывоза леса на базе шарнирно-сочлененных шасси Astra ADT30: перевозки сортимента длиной до 6 м и объемом до 26 м3», — рассказывает Альфредо Дэррико.


Российский экстрим

Лесозаготовительная техника постоянно совершенствуется, однако не все западные новшества приживаются в России одинаково хорошо. Условия лесозаготовки у нас слишком отличаются от европейских и американских. Там, где сосредоточены основные запасы российского леса — в Сибири и на Дальнем Востоке — температура нередко опускается ниже -30 °С, а то и -40 °С. Вдобавок, лесозаготовка часто ведется на холмистой пересеченной местности и в непроходимой тайге. Выдержать такой экстрим способны не все «импортные» технологические решения. 

«Периодически со стороны лесозаготовительных предприятий звучал вопрос о возможности изготовления нашим заводом трелевочных тракторов с гидравлической трансмиссией. В 2013 году была проведена большая работа в этом направлении, произведены расчеты, изготовлены и испытаны опытные образцы техники. Результаты испытаний показали высокую надежность, простоту управления с помощью джойстика, плавность хода, удобство работы и отсутствие необходимости периодических регулировок. В 2014 году лесозаготовителям была предложена модификация гусеничного трелевочного трактора МСН-10 с гидравлической трансмиссией», — рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту АЗСМ «Прогресс» Игорь Присяжнюк (г. Барнаул).


Приверженцы традиций

По словам лесозаготовителей, новшество не приживается потому, что гидравлическая трансмиссия кажется им очень сложной конструктивно, неремонтопригодной в суровых условиях эксплуатации, капризной при работе на сильном морозе. Хотя, как говорит производитель, на самом деле обслуживание требуется элементарное, надежность узлов и комплектующих системы очень высокая — при условии соблюдения простых правил эксплуатации. И заменить сломавшийся узел достаточно просто. 

Но потребитель продолжает покупать трелевочники с проверенной десятилетиями и ставшей уже классической механической трансмиссией. Подобная приверженность традициям прослеживается и в других сегментах отечественного рынка лесозаготовительной техники. 

«Сегодня в России выбор лесной техники зависит от вида заготавливаемой древесины (сортимент или хлысты), объема и способа заготовки, а главное — от условий работы. Российская лесозаготовительная техника достаточно надежна в работе, проста и недорога в обслуживании. В условиях бездорожья она показывает очень высокую проходимость и производительность. И, что очень важно, — полностью  ремонтопригодна в суровых условиях лесозаготовки бескрайней России. Этого нельзя сказать о какой бы то ни было импортной лесотехнике, для ремонта и обслуживания которой нужны специальные условия, навык и оборудование. Что касается стоимости оборудования, его обслуживания и эксплуатации, то трелевочные трактора, изготовленные, например, нашим заводом, безусловно в несколько раз дешевле, иногда до 10 раз», — резюмирует Игорь Присяжнюк.


Автор: Наталья Демшина