Электронный «Дровосек»

В министерстве информатизации и связи Красноярского края разработали информационную систему для лесничеств региона «Дровосек», позволяющую автоматизировать подачу документов от сельчан на приобретение древесины. Теперь жителям края становится проще получить ее для собственных нужд, так как процесс обеспечения населения данным материалом в ближайшее время постепенно будет полностью автоматизирован. Станет возможным оформление заказа через Интернет. Следовательно, процедура заключения договоров купли-продажи древесины значительно упростится. Сейчас во всех лесничествах региона ведется активная работа по внедрению данной информационной системы.

Отметим, что такая система выгодна не только населению, но и лесничествам. Основная задача «Дровосека» — автоматизация всех рабочих процессов: от ведения учета и оценки количественных и качественных показателей лесных насаждений, формирования текстов договора купли-продажи, приказов, квитанций до сводного отчета об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд. 

Как сообщила и. о. министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Елена Вавилова, внедрение информационной системы «Дровосек» позволит в первую очередь исключить коррупционную составляющую, минимизировать общение заявителей с сотрудниками лесничеств. Второй важный момент — новая система будет прозрачной: вся информация, в том числе и об объемах выданной древесины, будет отражаться в единой открытой базе. 

«Кроме того, благодаря автоматизации процедуры выделения древесины мы сможем повысить производительность труда сотрудников лесничеств. В среднем в год в крае заключается порядка 48 тысяч договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан объемом более 2 млн кубометров. Это колоссальный объем работы, который ложится на плечи инженеров лесного хозяйства, так что внедрение системы позволит существенно сэкономить их время и силы для выполнения прямых обязанностей», — заключила Елена Вавилова.

Мы в стране одни такие

Система «Дровосек» интегрирована с инфраструктурой электронного правительства региона. Подавать заявления смогут держатели универсальных электронных карт (УЭК) через сеть терминалов электронного правительства — инфоматов, установленных во всех райцентрах и большинстве сельсоветов края. Платежное приложение УЭК позволяет сразу дистанционно оплатить стоимость древесины, которая приобретается заказчиками для отопления домов и возведения хозяйственных построек.

Надо сказать, что у разработчиков «Дровосека» есть с чем сравнивать свой проект. Аналог такой системы работает в Башкирии, но красноярский вариант отличается низкой стоимостью (почти в 10 раз), возможностью иметь неограниченное количество рабочих мест и не привязанностью к конкретному месту (можно работать и дома, и с мобильных устройств). В апреле информационная система «Дровосек» была представлена в Хабаровске и вызвала большой интерес у администрации Дальневосточного Федерального округа, в частности Хабаровского края, Дальневосточного отделения Гринпис. Уникальность красноярской разработки в том, что сегодня мы имеем высокую степень готовности к осуществлению возможности подачи заявления на заключение договора купли-продажи в электронной форме через сеть инфоматов, которых по краю на сегодня насчитывается 474. Как отмечают специалисты, мы в стране одни такие.

Данная система позволяет автоматизировать все рабочие процессы оформления заказа: учет и оценку объемов и качества лесных насаждений, формирование текста договора купли-продажи, приказов и квитанций, составление сводного отчета.

Вырубить бюрократию

Алгоритм работы в системе «Дровосек» достаточно прост. Данные гражданина, обратившегося в лесничество с заявлением на получение древесины, вносятся в единую базу. Сотрудник лесничества смотрит, на какой деляне и сколько кубометров древесины может заготовить заявитель. После чего программа автоматически формирует все необходимые документы, в том числе договор купли-продажи лесных насаждений и квитанции для оплаты. Более того, оператор, работающий в системе «Дровосек», может в любой момент сформировать отчет о предоставленном объеме древесины по лесничеству для нужд населения.

Процесс оформления заявки в настоящий момент в большинстве районов выглядит следующим образом: гражданин приходит в лесничество и подает заявление на обеспечение древесиной для собственных нужд. Сотрудник лесничества его принимает и вносит регистрационные данные обратившегося в единую базу. Затем по этим данным автоматически формируется договор купли-продажи древесины, квитанции на оплату и другие необходимые документы. Однако в скором времени планируется введение дистанционной подачи заявления, то есть жители края смогут подавать заявки через инфоматы, которые расположены в администрациях и сельсоветах. В этом случае гражданину не будет надобности приезжать в лесничество. Сотрудники лесничества, получив заявление через инфомат, так же оформят его через информационную систему «Дровосек». Кстати, об этом просят главы администраций районов и сельсоветов края.

И уже сегодня полностью автоматизирован процесс обеспечения граждан древесиной для собственных нужд в трех лесничествах — в Богучанском, Эвенкийском и Туруханском районах. В остальных полным ходом идет апробация использования информационной системы «Дровосек». И предполагается, что уже в сентябре-октябре текущего года процесс будет полностью автоматизирован во всех районах края. Ведь лесничества всегда отличались высокой исполнительностью. Главным тормозом тут может стать проблема слабых каналов связи (система работает через Интернет, а во многих районах его качество все еще оставляет желать лучшего).

А лесники и рады

Представители лесничеств, которые уже полностью перешли на работу в новой системе, отмечают, что ее использование не только удобно, но и позволяет существенно сократить временные затраты на прием заявлений, оформление документов и заключение договоров купли-продажи древесины. 

«Мы работаем с ИС «Дровосек» с 2012 года по настоящее время. Инженеры лесопользования формируют лесосеки каждый по своему участковому лесничеству, я работаю с населением. Всего имеют доступ 7 человек. Мне это удобно прежде всего тем, что существует единая база по всем заявителям (вношу его один раз и потом обращаюсь к нему по мере его заявления). Также не нужно терять время на поиски документов по заявителю об уже полученном объеме. Сведения по заявителю видны сразу. Есть таксационные описания в электронном виде, которые ведут инженеры лесопользования. Формирование лесосек и делян проводится инженерами на своих рабочих местах, я вижу конечный результат в виде готовых делян с рассчитанной материально-денежной оценкой лесосек. Немаловажно и то, что не нужно составлять квитанцию, тексты приказа и договора. Они формируются на основе вносимых данных. А еженедельный отчет по обеспечению населения лесосечным фондом лесничеству формируется автоматически. Кроме того, при необходимости я могу работать и дома. И самое главное — это уменьшение временных потерь на заявление. Использование этой информационной системы позволяет уменьшить затрачиваемое время до 20-30 минут на один договор», — делится впечатлениями специалист Гремучинского лесничества Лилия Минова (Богучанский район Красноярского края).

Судя по всему, систему «Дровосек» можно считать поистине прогрессивным явлением не только в области информационных технологий, но и в сфере взаимодействия административных органов и населения. Хочется надеяться, что предположения специалистов по поводу повсеместной полной автоматизации процесса в ближайшее время оправдаются. И работа в системе «Дровосек» даст положительные результаты и в будущем.

 

Автор: Анна Кузьмина