В единстве — сила

В эпоху жесткого цейтнота, когда порой из-за частоты смены событий, условий и законов трудно оперативно адаптироваться к новой среде, увидел свет Регламент Евросоюза № 995/2010. На первый взгляд закон выглядел еще совсем «сырым», и принцип его работы был лишь наброском карандаша и началом великой картины, но первые шаги были сделаны достаточно уверенно…

По прошествии года Еврокомиссия закрепила свои намерения действиями, официально опубликовав «Руководство по применению Регламента Европейского союза и подзаконных актов по древесине». И это руководство стало не столько своеобразным «столовым прибором», сколько действительно серьезным побуждением к действиям. Туман рассеялся, и участники международной торговли вполне ясно узрели единственно верный путь к избавлению от «нелегалов».

Нашлись и ответы на ранее возникшие вопросы — чему обязывает этот «фрукт» и как его «подать»? И вот что выяснилось! Данное руководство очень подробно декларирует, как будет работать Еврорегламент, и проливает свет на многие юридические аспекты. Конечно же, данная рукопись изначально имела англоязычную версию, была понятна лишь жрецам Фемиды и размещалась на официальном сайте Еврокомиссии, но сейчас материал обрел новое «лицо» и стал информативнее в разрезе отечественного законодательства. 

На мой взгляд, внедрение закона повлекло появление серьезной проблемы для отдельного круга лесозаготовителей. Причем в первую очередь это касается именно тех, кто привык работать по мутным схемам, нелегально приобретая или реализуя древесину. Завсегдатаям «черного рынка» необходимо понимать и отдавать себе отчет в том, что это не прихоть Еврокомиссии, а очередное орудие для ведения чистой конкурентной борьбы. Суть нового Еврорегламента в том, чтобы те, кто занимается импортом древесины в страны ЕС, придерживались законодательства тех стран, где эта самая древесина была вырублена и заготовлена.

С этого момента европейские импортеры просто обязаны проверять документацию и следовать букве закона. И явные проблемы коснутся того бизнеса, где руководство посчитает, что данное законодательство слишком хлопотное и сложное. Каждый оператор должен осмыслить для себя тот факт, что от него не требуют чего-то сверхъестественного, всего-навсего — необходимость работать легально и не нарушать юридическую дисциплину стран и экономических основ, поскольку сами же понесут наказание за ослушание.

Бесспорно, чтобы подтвердить всю легальность происхождения древесины по всем нормативам, которые существуют в России, придется изрядно попотеть. На первый взгляд, сложность заключается в том, что указать, где древесина была срублена, сможет человек первого звена цепочки. И что делать, если человек или организация относится ко второму звену и экспортером не является? Нет на руках подобного рода документов и у организаций, которые не занимаются самостоятельно заготовкой древесины. В этой ситуации призван разобраться Федеральный закон «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», вступивший в силу 1 февраля 2014 года.  

На пресс-конференции в пресс-центре «Парламентской газеты» по теме «Законодательное обеспечение и государственный контроль за оборотом заготовленной древесины» были озвучены основные аспекты новоиспеченного закона. Исчерпывающий комментарий был дан одним из основоположников законопроекта — председателем комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимиром Кашиным:

«В первую очередь мне хотелось бы отметить, что значение этого Федерального закона для лесной отрасли, государства и общества в целом трудно переоценить. Ведь посмотрите, что у нас творится в лесу в последние десять-пятнадцать лет? Иначе, как беспредел, это и назвать нельзя. Процветает откровенное воровство государственного имущества, в лесу полновластно хозяйничает «черный лесоруб». 

Незаконно заготавливаются миллионы кубометров древесины (причем, как правило, самой высококачественной и ликвидной, в том числе ценных или вообще запрещенных к заготовке пород) и контрабандой вывозятся в сопредельные государства…

При этом контролирующие органы (в частности, лесная охрана) не обладают ни необходимой численностью, ни материальным оснащением, ни полномочиями, чтобы эффективно противостоять правонарушителям. В итоге наносится огромный ущерб не только экологии и экономике, но и международному имиджу России…

В Евросоюзе с марта 2013 года вступил в силу Регламент, согласно которому без документов, подтверждающих законность заготовки и переработки древесины, на рынках Европейского союза продать ее невозможно… В России до настоящего времени не существовало федеральных законодательных норм, обязывающих осуществлять учет заготовленной древесины и контролировать ее оборот… Конечно, проблема законодательного обеспечения противодействия незаконным рубкам и теневому обороту лесоматериалов не могла не вызвать беспокойства у нас, депутатов. В конце 2012 года соответствующий законопроект мной в соавторстве с другими коллегами был внесен в Государственную Думу… После внесения поправок правительства в течение полутора месяцев текст будущего закона проходил доработку и «шлифовку» в Государственной Думе, и 20 декабря был принят окончательно во втором и третьем чтениях…

Несколько слов о том, какие новации он предусматривает.

1) Вводится обязанность лесопользователей осуществлять учет заготовленной древесины и представлять соответствующую информацию контролирующим органам.

2) Предусматривается обязательное декларирование сделок с древесиной. Одновременно вводится запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных хозяйственных нужд.

3) Закрепляется требование о транспортировке заготовленной древесины исключительно при наличии специального сопроводительного документа.

4) Появляются правовые основы для создания в России единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), которая позволит осуществлять сбор данных о заготовленной и транспортируемой (в том числе вывозимой на экспорт) древесине, обработку, анализ этих данных и контроль за их достоверностью. 

Под особый контроль в соответствии с законом ставится оборот ценных пород древесины — дуба, бука и ясеня. В отношении них вводится требование о маркировке буквально каждого бревна, предназначенного на экспорт (с учетом того, что на практике оборота такой древесины на внутреннем рынке не происходит, вся она поставляется за пределы России). 

Одновременно законом вводится достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины. Для этого Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой большой статьей, содержащей пять составов административных правонарушений и устанавливающей значительные суммы штрафов. 

Например, за отказ или предоставление заведомо ложной информации о сделках с древесиной штраф составит от 5 до 20 тыс. руб. для должностных лиц, а для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

Закон позволит отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России. Его принятие практически полностью решает проблему с нелегальной заготовкой, ликвидирует «серые» схемы реализации лесоматериалов, позволяет навести порядок в учете древесины не только при заготовке, но и на рынке лесной продукции. 

Несмотря на все усилия блюстителей закона, конечно, еще существуют индивидуумы, которые хотят жить по негласным правилам, но рано или поздно и они попадут в поле зрения юстиции, поскольку вычислить их будет не так уж трудно, ведь пока дышит мышь — кот охотится.

Таким образом, тесное взаимодействие двух законов поставит под удар деятельность когорты злоумышленников и в корне изменит ситуацию на рынке оборота леса.  В единстве — сила!»

Еврорегламент, как и Федеральный закон, нацелен остановить незаконную вырубку лесов и предотвратить процветание теневой торговли. И тут, несомненно, у отечественных лесозаготовителей возникла масса вопросов: какое наказание они понесут, если проигнорируют данный законодательный акт, чем обусловлено внедрение закона и как реализовать его на практике? 

Более подробно о сущности Еврорегламента рассказывает координатор проектов WWF по лесной политике Николай Шматков: 

«Незаконные рубки не только губительно воздействуют на природу, но и наносят существенный ущерб экономике лесной отрасли, имеют негативные социальные последствия. В России незаконные рубки до сих пор широко распространены. По официальным данным, объем только выявленных незаконных рубок составляет от 1,3 до 1,8 млн куб. в год, по данным экологических организаций, фактический объем незаконных рубок, с учетом различных лесонарушений «легальных» лесопользователей, составляет до 20% всего объема лесопользования, то есть десятки млн кубометров. 

С 3 марта 2013 года действует Регламент (EC) № 995/2010 Европейского парламента и Совета от 20 октября 2010 года об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию из древесины на рынке (далее — Еврорегламент). Он обязывает компании, поставляющие лесоматериалы и изделия из древесины на рынок стран Европейского союза, внедрить в цепочку поставок систему определенных процедур и мер (систему подтверждения должной добросовестности) для того, чтобы свести к минимуму риск попадания на европейский рынок продукции, полученной из незаконно заготовленной древесины. При этом незаконной признается древесина, заготовленная с нарушением применимого законодательства страны, на территории которой она была заготовлена, в том числе за пределами Европейского союза.

Компании, закупающие лесоматериалы и продукцию из древесины российского происхождения для размещения на европейском рынке, должны учитывать, что заготовка древесины с нарушением тех или иных положений нормативно-правовых актов, которые относятся к той или другой категории применимого законодательства, установленных Еврорегламентом, — широко распространенное явление в нашей стране. Поэтому при закупке продукции из древесины, заготовленной в России и не сертифицированной по международно признанным схемам добровольной лесной сертификации, предусматривающим контроль риска попадания в цепочки поставок незаконно заготовленной древесины, достаточно высок риск вольного или невольного нарушения требований Еврорегламента. Это, в свою очередь, может явиться основанием для наложения на операторов административных и уголовных взысканий, а для их поставщиков такая ситуация может весьма негативно сказаться на доверии со стороны европейских партнеров.

Новое законодательство затрагивает не только компании, поставляющие лесоматериалы и изделия из древесины на рынок Европейского союза, но и их поставщиков в странах, в которых заготавливается древесина. Как сказано выше, Еврорегламент налагает юридические обязательства по обеспечению соблюдения применимого законодательства на операторов. В большинстве случаев это крупные компании, приобретающие лесоматериалы и изделия из древесины и размещающие их на европейском рынке. Тем не менее фактическое соблюдение применимого законодательства и обеспечение подтверждения его соблюдения ложатся на поставщиков. Это обстоятельство, а также все риски, связанные с попаданием в цепочки поставок незаконно заготовленной древесины, необходимо учитывать операторам при разработке и внедрении систем обеспечения должной добросовестности. Наибольшее внимание на соблюдение применимого законодательства должны обращать компании и их подрядчики, которые непосредственно осуществляют заготовку древесины. Они должны соблюдать все законодательные и нормативные требования, в том числе регулирующие право на заготовку древесины в пределах отведенной лесосеки, платежи за право рубки и за владение лесоматериалами, включая платежи за право заготовки древесины, заготовку древесины, включая экологическое и лесное законодательство, в том числе управление лесами и сохранение биоразнообразия, а также права третьих сторон, касающиеся использования лесных ресурсов и прав на территории, которые затрагиваются заготовкой древесины.

WWF последовательно поддерживает усилия Европейского союза по экологизации своего рынка и борьбе со сбытом незаконно заготовленной древесины. Действие нового европейского законодательства должно быть эффективным, а это зависит как от правоприменительной практики, так и от широкой информированности всех заинтересованных сторон, включая органы законодательной и исполнительной власти, общественные организации, компании. Максимальная информированность бизнеса о требованиях нового европейского законодательства позволит обеспечить соответствие этим требованиям, эффективнее внедрять меры по предотвращению попадания незаконной древесины в цепочки поставок. Для того чтобы помочь лесоэкспортерам и их поставщикам разобраться в тонкостях требований Еврорегламента, в рамках нескольких программ, в том числе в рамках «Партнерства — IKEA по лесам» и в рамках межгосударственной Программы ЕИСП Восток ФЛЕГ II, Всемирный фонд дикой природы (WWF) ведет широкую информационно-просветительскую работу. В частности, подготовлен справочник для поставщиков лесопродукции, в котором опубликованы переводы всех официальных документов, составляющих новое законодательство Европейского союза по лесоматериалам и продукции из древесины, ответы на часто задаваемые вопросы и комментарии по европейскому законодательству по лесоматериалам, рекомендации WWF России по применимому законодательству Российской Федерации и др., проводятся круглые столы и обсуждения.

Тем не менее, несмотря на долгий срок — более года уже прошло с начала реализации Еврорегламента, он еще не стал реально действующей силой в борьбе с незаконными рубками. Пока многие страны Евросоюза еще только «раскачиваются» в вопросах реального применения данного законодательства, тем не менее в ряде стран, например в Нидерландах, Великобритании и Германии, работа по внедрению и практической реализации Еврорегламента ведется активнее: в частности, начались массовые проверки операторов на наличие системы должной добросовестности, имеются первые случаи задержания незаконно заготовленной тропической древесины. Пока российские лесоэкспортеры не ощутили на себе в значительной мере воздействие Еврорегламента — участники ВЭД отмечают некоторое усиление контроля за документами, но, как правило, наличие сертификатов FSC является достаточно весомой гарантией легальности лесопродукции для европейских партнеров». 

Пока трудно прогнозировать, насколько быстрыми темпами будет осуществляться внедрение нового законодательства в Евросоюзе, но то, что в конечном итоге «гайки» будут «закручены», не оставляет никаких сомнений. Во всем мире сейчас уделяется все большее внимание развитию легальных рынков лесопродукции, аналогичные процессы давно идут в США, Японии, к этим странам присоединяется Австралия, даже в Китае все большее предпочтение оказывается «зеленой» продукции. Российским лесоэкспортерам и их поставщикам необходимо использовать возникшее дополнительное время, связанное с недостаточной оперативностью при внедрении нового законодательства некоторыми странами ЕС, и использовать его для устранения всех возможностей попадания незаконно заготовленной древесины в цепочки поставок. По мнению WWF, в современных условиях наиболее оптимально это сделать за счет внедрения добровольной лесной сертификации.



Автор: Елена Вашкевич