Лес возят, бревна летят

Наземную транспортировку леса можно осуществлять разными путями: перевозить лес по железнодорожным путям на платформах либо использовать специализированный автотранспорт. Первый метод идеален для транспортировки больших объемов и на дальние расстояния, но чаще лесозаготовки нуждаются в более мобильном транспорте.

ВИспользование железнодорожного транспорта в перевозке леса может быть оправдано экономически — на длинных расстояниях намного выгоднее перевозить груз по ж/д путям, так как затраты в этом случае практически не меняются от длины маршрута (максимум на пять процентов при увеличении маршрута в 20 раз). Затраты же при перевозке на автомобилях увеличиваются прямо пропорционально длине пути, доля расходов на само передвижение доходит до 90 процентов от общей суммы затрат. И все же автомобильному транспорту отдается большее предпочтение, так как по маневренности, проходимости и доступности железнодорожный транспорт значительно уступает.

Различают несколько видов лесовозов: лесовозы на грузовом шасси, лесовозы-полуприцепы и лесовозы-автопоезда. Автопоезда являются самым распространенным видом транспорта для лесоперевозок, они состоят главным образом из автомобиля-тягача и прицепа или полуприцепа. Для большей грузоподъемности этот тип лесовоза часто комплектуют прицепом-роспуском (гибридом прицепа и полуприцепа), тогда становится возможной перевозка сортиментов длиной от двух с половиной метров. Различных конструкций прицепной и полуприцепной техники существует множество. Классифицируют данный вид техники в зависимости от конструкционных особенностей и назначения. Отличаются модели главным образом количеством осей, типом грузовой платформы, системой управления поворотом и приводом колес.

Остановимся на специализированных прицепах и полуприцепах для транспортировки леса и рассмотрим некоторые актуальные модели более подробно.

ПОЛУПРИЦЕП - TIMBERMAX

TIMBERMAX — это полуприцеп с 2-3 осями, который спроектирован специально для транспортировки длинномерного и короткого леса. Исходя из маневренных способностей тележки, можно сделать вывод, что при полной загрузке поворотная тележка (платформа) обеспечивает отличную вертикальную устойчивость, сохраняя высокую степень маневренности. Хочется также отметить и габаритнопроходимые качества полуприцепа в сложенном варианте — они на высоте. По заявлению производителей, данный полуприцеп способен составить отличную конкуренцию уже имеющимся аналогам, а также может стать оптимальным решением технических и экономических задач в повседневной работе лесного хозяйства.
Полуприцепы этой марки производятся из учета пожеланий конкретных заказчиков. Далее перечислим некоторые из вариантов:
1) с 1-2 м раздвиганием в длину (телескопические);
2) несущие траверсы EXTE E144 или E9;
3) кран-манипулятор для погрузки леса, установленный на Timbermax;
4) возможность загрузки 3-5 штабелей леса. 

Варианты применения
Перевозка круглого или пиленого лесоматериала, короткого материала от 3 до 5 штабелей (длина 2-6 метров), длинного материала до 21 метра.


ПОЛУПРИЦЕП ZASLAW 80М3

Сегодня ZASLAW является одним из лидеров, поставляющих прицепную технику. Помимо техники лесозаготовительного и лесотранспортировочного предназначения компания предлагает широкую линейку тентовых полуприцепов, самосвальных прицепов (half-pipe, спецконструкции для транспортировки лома), контейнерные прицепы, крупногабаритные составы и многое другое. На данный момент компания имеет в Польше современный монтажный зал и оборудование для производства полуприцепной и прицепной техники. Уникальность производства сводится к тому, что на выходе с линии автоматической сборки рынок каждые 40 минут получает по готовому полуприцепу. Все это благодаря современной сборочной технике и территории в 18 500 квадратных метров.
 Специалисты отмечают особое качество ZASLAW, обоснованное использованием ведущих европейских комплектующих, таких как оси BPW/SAF или Mercedes; освещение: Hella/ASPOCK; сталь: HARDOX/DOMEX; тормозная система: KNORR BREMSE/WABCO; гидравлика: HYVA/BINOTTO. 
Далее предлагаем краткий технический обзор по двум позициям из каталога наиболее актуальной прицепной техники этой марки.

Рама:
— конструкция изготовлена из стали повышенной прочности, тип S355J, дважды подвержена дробеструйной обработке (очищенная металлическими шариками (гранулами) под давлением), а затем предохраненная антикоррозийной защитой высококачественными полиуретановыми лаками. Шасси, лакированное в графитный цвет RAL 7021;
— опорное устройство BPW/HAACON механическое с двумя скоростями выдвигания — 2 шт.;
— сцепной штырь JOST 2”;
— задний бампер из нержавеющей стали, прикрученный.

Оси, подвеска:
— 3 оси SAF технической грузоподъемностью 9 000 кг каждая;
— пневматическая подвеска (усиленная off road);
— механизм подъема первой оси — двусторонний;
— автоматические тормозные рычаги AGS для версии с барабанными тормозами.

Тормоза:
— дисковые SAF Intradisc 430 ET120.

Пневматика:
— двухпроводная пневматическая тормозная система в соответствии с ECE, EBS KNORR-BREMSE 2S2M антиблокировочная система;
— розетка EBS, пневматический соединитель: желтый и красный, установленные на передней стене (консоли);
— манометр измерения давления;
— парковочные тормоза — мембранно-пружинные сервомоторы на 2-й и 3-й осях;
— клапан выравнивания платформы H-S.

Колеса:
— шины 385/65 R 22.5 (по выбору производителя) — 6+1 шт.;
— стальные диски.

Грузовая платформа:
— передняя стальная стена H=2 400 мм, ажурная в верхней части;
— система переставных стоек H=2 500 мм (1 платформа + 2 стальных стойки) фирмы TRAILIS — 10 пар;
— рифленые алюминиевые листы между основными балками;
— специальная боковая защита, облегчающая вход на платформу полуприцепа;
— передвижная балка между стойками, цвет оранжевый — 2 шт.;
— крюки для ремней крепления груза — 5 пар на сторону.

Электрическая инсталляция:
— 24V, согласно требованиям правил дорожного движения и ECE, 2 соединительные розетки (2x7pin) и (1x15pin), установленые на передней стене (frontbox);
— задние огни в комплекте с сигналом заднего хода, противотуманными фарами, указателями поворота, отражательными треугольниками;
— освещение номерного знака;
— габаритные огни;
— боковые габаритные огни.

Прочее оборудование:
— лебедка запасного колеса — 1 шт.;
— пластмассовый инструментальный ящик (600x470x380 мм) с оборудованием (2 ключа к колесам, предупреждающий треугольник);
— противооткатные упоры — 2 шт.;
— пластмассовые крылья, задние с брызговиками — 6 шт.;
— лестница для доступа в полуприцеп, установленная под задним краем;
— отличительные таблички — 2 шт.;
— боковая алюминиевая защита в соответствии с ECE;
— маркировка транспортного средства в соответствии с 48 ECE.


ПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДРЕВЕСИНЫ С ПЕРЕСУВНЫМИ СТОЙКАМИ ZASLAW
Детальная спецификация, стандартное оборудование:

Рама:  
— конструкция изготовлена из стали повышенной прочности тип S355J, дважды подвержена дробеструйной обработке (очищенная металлическими шариками (гранулами) под давлением), а затем покрыта антикоррозийным слоем и лакирована высококачественными aкриловыми лаками. Шасси, лакированные в графитовый цвет RAL 7021;
— крепежные крюки для вытягивания прицепа;
— задний бампер из нержавеющей стали, прикрученный.

Оси, подвеска:
— 3 оси BPW технической грузоподъемностью 9 000 кг каждая;
— пневматическая подвеска / механическая подвеска**;
— автоматические тормозные рычаги AGS для версии с барабанными тормозами.

Тормоза:
— барабанные BPW Eco Plus 300x200 mm (R19,5 twin) / барабанные BPW Eco Plus 420x200 mm (R22,5 twin) / барабанныe BPW Eco Plus 420x200 mm (4R22,5)**.

Пневматическая система: 
— двухпроводная пневматическая тормозная система в соответствии с ECE, EBS KNORR-BREMSE 4S3M антиблокировочная система;
— штепсель EBS, пневматическое соединение: желтое и красное, установленное на дышле;
— парковочные тормоза — мембранно-пружинные энергоаккумуляторы на 2 и 3 оси.

Колеса:
— шины 265/70 R 19,5 twin (бренд по выбору производителя) — 12+1 шт./ 275/70 R 22,5 twin (бренд по выбору производителя) — 12+1 шт./ 385/65 R 22,5 (бренд по выбору производителя) — 6+1 шт.**,
— стальные диски.

Грузовая платформа:
— система пересувных стоек (1 платформа + 2 алюминиевые/стальные стойки) фирмы TRAILIS/ ALUCAR / NURMI / ExTe - X пар, по выбору клиента;
— рифленые алюминиевые листы между основными балками пневматической и электрической системы;
— специалная боковая защита, облегчающая вход на платформу полуприцепа;
— крюки для ремней крепления груза — 3 пары на сторону.

Электрическая инсталляция:
— 24V, согласно с требованиями правил дорожного движения и ECE, 2 соединительные розетки (2x7 pin), установленные на дышле;
— многофункциональные задние фонари;
— освещение номерного знака;
— габаритные огни;
— боковые габаритные огни.

Прочее оборудование:
— лебёдка запасного колеса — 1 шт.;
— пластмассовый инструментальный ящик (600x470x380 мм) с оборудованием (2 ключа к колесам, предупреждающий треугольник);
— противооткатные упоры — 2 шт.;
— пластмассовые крылья, задние с брызговиками — 6 шт;
— отличительные таблички — 2 шт.;
— вспомагательный механизм подъема дышла;
— маркировка транспортного средства в соответствии с 48 ECE;
— боковая алюминиевая защита в соответствии с ECE.

** эти технические характеристики зависят от модели.


МАЗ
Отличительной особенностью Минского автомобильного завода среди конкурентов является то, что он сам производит специализированные прицепы и полуприцепы к своим автомобилям-тягачам. Совсем недавно новинки прицепной техники, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, представил завод «Могилевтрансмаш», филиал ОАО «МАЗ». Это прицеп МАЗ-892630-020 и полуприцеп МАЗ-975830-2054. Для данных моделей характерны современность, универсальность и достойное соотношение цены и качества. 
Прицеп 892630-020 разработан для использования в связке с автомобилем-сортиментовозом. А полуприцеп 975830-2054 изначально разрабатывался для нефтегазовой сферы, конкретно для российского «Сургутнефтегаза», однако универсальность модели позволяет использовать его в любых отраслях. Его стальные борта состоят из четырех сегментов, которые могут откидываться независимо друг от друга. Стойки на платформе соединяются стяжными цепями и в зависимости от объема груза могут раздвигаться в три положения, также для дополнительного закрепления груза передний борт имеет увязочные крюки. По выбору заказчика тормозная система у обеих моделей может комплектоваться АБС белорусской компании «Экран» либо более дорогой импортной Wabco.


Автор: Светлана Раммер