Арендатор, ты мне рубль должен

Задолженность по платежам за аренду лесных площадей на сегодняшний день является одним из проблемных вопросов. Немало должников находится и в Сибирском федеральном округе. И это нельзя оставлять без внимания. Ведь при стопроцентной оплате лесопользователями взятых на себя обязательств по плате за использование лесов лесная отрасль в округе из дотационной может стать самоокупаемой и приносить доход в государственный бюджет. Но сегодня об этом говорить не приходится. Хотя уже намечаются положительные тенденции.

Как сообщают специалисты Департамента лесного хозяйства по СФО, в целом по Сибири за последние годы отмечается положительная динамика роста поступления платежей за использование лесов в бюджетную систему РФ. С 2008 года платежи в федеральный бюджет увеличились в 3,5 раза. Доводимые плановые показатели по платежам в целом по округу выполняются. 

Большая часть платежей в бюджет РФ (54%) обеспечивается двумя субъектами — Красноярским краем и Иркутской областью.

При расчете платежей на 1 га арендованной площади лидерами в округе являются три субъекта: Иркутская область (2,9 тыс. руб. на  1 га), Республика Бурятия (1,2 тыс. руб. на 1 га) и Красноярский край (0,8 тыс. руб. на 1 га).

При этом расходы на ведение лесного хозяйства растут с каждым годом (с 2008 года они увеличились на 42% (2 млрд руб.), но доходы от использования лесного фонда растут медленнее (с 2008 года — на 27% (на 1 млрд руб.). 


Недоимка - цифры и причины

Одной из нерешенных проблем лесного хозяйства является постоянно увеличивающаяся недоимка. Только за один 2013 год ее сумма по СФО увеличилась на 111 млн руб. и составляет 2 254,6 млн руб. А ведь при полном погашении имеющейся недоимки в 2013 году доходы от использования лесного фонда могли бы превысить затраты на ведение лесного хозяйства на 4%, то есть на 220 млн руб.

За 8 месяцев 2014 года общая сумма недоимок по платежам за использование лесов увеличилась на 19% (к началу года) и составляет 2 680,6 млн рублей, из них: — в федеральный бюджет — 1 559,3 млн рублей (рост на 19,6%, или 255,8 млн рублей);

— в бюджеты субъектов — 1 121,3 млн рублей (рост на 18%, или 170,0 млн рублей). 

Основной рост недоимки в федеральный бюджет произошел в Красноярском крае — на 207,6 млн рублей и Иркутской области — на 17,3 млн рублей. 

Самые крупные суммы задолженности у следующих лесопользователей. Красноярский край — ОАО «Ангара Пейпа», ООО «Минусинский лес», ООО «Енисейский фанерный комбинат»; Иркутская область — ООО «Ангарская сосна»; Забайкальский край — ООО «МК Рассвет».

В общей сумме недоимки прошлых периодов, по подсчетам департамента, составляют 66,3% (1 778,3 млн рублей), в том числе по федеральному бюджету 68% (1 062,1 млн рублей).

К основным причинам роста недоимки, по мнению специалистов, можно отнести:

• заявительный характер ежегодной декларации лесопользователя, который позволяет продолжать использование лесов при имеющейся задолженности по платежам;

• кризисные явления в экономике России, в целом подтолкнувшие лесопользователей к оплате только использованного объема лесных ресурсов, а не зафиксированного в договоре аренды; 

• заключение с лесопользователями-должниками мировых соглашений о реструктуризации задолженности и составление плана-графика погашения задолженности не приводит к снижению недоимок;

• инициирование процедуры банкротства лесопользователей-должников тоже не приводит к погашению недоимки (задолженность не попадает в первые очереди), а лишь влечет за собой дополнительные расходы (госпошлина и судебные издержки);

• в соответствии с Налоговым кодексом РФ платежи за использование лесов не относятся к налоговым поступлениям, и, следовательно, законодательно отсутствует ответственность (в том числе уголовная) за их неуплату;

• основанием для возникновения задолженности перед бюджетной системой РФ служит договор аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений, и, следовательно, все споры по ненадлежащему исполнению условий (внесение платы) отнесены к компетенции Арбитражных судов. Порядок рассмотрения дел в судах и специфика работы ФССП РФ по обеспечению исполнения решений судов имеют весьма затянутый период, а при «правильном» подходе со стороны ответчика дают возможность затянуть этот процесс на годы;

• существенное влияние имеет и то обстоятельство, что во многих субъектах СФО перед глазами недобросовестных арендаторов есть пример безнаказанности некоторых лесопользователей, и, следовательно, соблазн последовать их примеру, оставляя значительные суммы причитающейся арендной платы в обороте предприятия.


И все же выход есть

Однако сегодня принимается ряд мер для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. И они дают результат.

В соответствии с ежегодными приказами Федерального агентства лесного хозяйства «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по администрированию доходов от использования лесного фонда, в том числе по взысканию задолженности по платежам в соответствующий бюджет, пеней и штрафов. 

Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу проводятся селекторные совещания с субъектами по работе с недоимками. Субъектам округа даются поручения протокольными решениями. В аппарат полномочного представителя президента РФ по СФО передаются аналитические материалы по структуре и динамике недоимки. Через него же на высших должностных лиц субъектов округа направляются письма о необходимости принятия дополнительных мер по снижению недоимок.

В настоящее время субъектам рекомендовано:

• активнее использовать права направления в прокуратуру обращений о принятии мер прокурорского реагирования в случае неисполнения должниками судебных решений с целью возбуждения уголовных дел в отношении руководителей организаций-неплательщиков по статье 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»;

• применять в работе постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ от 17 ноября 2011 года «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в части изъятия арендованного участка лесного фонда;

• взимать арендную плату разовым платежом в первый месяц пользования лесным участком при заключении договоров аренды со сроком действия менее одного года (геологическое изучение недр, линейные объекты и т. д.).

• в договоре аренды лесного участка предусматривать право отказа арендодателя от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке в связи с нарушением арендатором того или иного условия договора, в том числе за невнесение арендной платы в установленные договором сроки.

И уже сейчас контроль за поступлением платежей за использование лесов усиливается. 

Как заявил заместитель главы Рослесхоза Анатолий Булдаков на выездном совещании Рослесхоза, посвященном вопросам поступления платежей за пользование лесами и снижению недоимки, прошедшем в сентябре в Красноярске, на федеральном уровне проблема недоимки за пользование лесными ресурсами находится на особом контроле и регионам поручено усилить работу по администрированию платежей. 

«На сегодняшний день Красноярский край ежегодный план поступлений денежных средств за пользование лесами выполняет с опережением. Вместе с тем сохраняется задолженность в федеральный бюджет по плате за пользование лесами региона за прошлые периоды. Лесной фонд — ресурс федеральный, и предприниматели должны четко понимать, что за использование этого ресурса надо платить своевременно и в полном объеме. Разработан целый комплекс мер, которые должны стабилизировать ситуацию с оплатой арендных платежей и сделать систему пользования лесами в крае более прозрачной и понятной. Для получения согласия министерства для совершения сделок по перенайму либо субаренде, а также передаче арендных прав в залог,  пользователь должен полностью погасить долги по аренде. В качестве крайней меры к неплательщикам будет применяться механизм расторжения договора», — рассказала корреспонденту «Лесного комплекса Сибири» министр природных ресурсов и экологии края ЕЛЕНА ВАВИЛОВА. 

По ее словам, еще одним инструментом по работе с недоимкой должна стать комплексная автоматизация лесного хозяйства, которая внесет в этот сегмент экономики прозрачность. Сейчас Минприроды края ведет подготовку по внедрению соответствующего программного продукта. Также в числе действенных мер, применяемых к злостным неплательщикам, министр отметила использование механизма приостановления деятельности.

Отметим, что в Красноярском крае в рамках усиления межведомственного взаимодействия Министерство природных ресурсов и экологии подписало соглашение со службой судебных приставов, в рамках которого уже проводятся совместные рейды, а также используется такая мера воздействия на недобросовестных арендаторов, как арест лесосырьевой базы, которая уже доказала свою эффективность. А 17 сентября этого года Елена Вавилова подписала приказ, регламентирующий ужесточение правил взимания арендной платы за пользование лесными насаждениями в регионе. Также для формирования четкой и понятной системы поступления платежей в договоры аренды внесен ряд изменений. Введена ежемесячная периодичность внесения платежей за пользование лесным участком. И если лесопользователь пропустил срок платежа, арендодатель вправе требовать списания денежных средств со счета арендатора в счет погашения задолженности. При взыскании задолженности по арендной плате будет применяться такая мера воздействия на недобросовестных арендаторов, как арест лесосырьевой базы, а также наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее лесопользователю. 

Кроме того, теперь министерство природных ресурсов и экологии края будет расторгать договор аренды в одностороннем порядке с теми лесопользователями, кто не внесет арендную плату более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа. Однако если в течение трех месяцев арендатор погасит образовавшийся долг, процедура расторжения договора будет приостановлена. Но если арендатор допустит повторную задержку платы, то и вовсе лишится права на пользование лесным участком. 

Подобные меры принимаются и в других субъектах сибирского региона, и, как уже говорилось выше, некоторых результатов удалось достичь.  

По информации Департамента лесного хозяйства по СФО, несмотря на рост недоимки в целом, 3 субъекта округа добились ее снижения с начала года на общую сумму 8 млн рублей. Это Республика Тыва, Алтайский край и Новосибирская область. ООО «Сибирская лесная компания» (Новосибирская область) полностью погасило недоимку. Имеются примеры успешной работы с должниками и в других субъектах. ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (Красноярский край) снизило сумму недоимки на 46%. На 25% уменьшилась имеющаяся задолженность ОАО «Ксеньевский прииск» (Забайкальский край). В Иркутской области полностью погасило недоимку ОАО «Группа Илим», а ООО «Иркутская лесная промышленность» снизило сумму долга на 79%.

Есть надежда, что в будущем количество должников по аренде леса значительно уменьшится, если инструменты влияния на них будут применяться в полной мере и недобросовестные арендаторы не найдут способов уйти от ответственности.

 

Автор: Анна Кузьмина