Как повлияют последние изменения в Лесном кодексе на положение в ЛПК России?

В Иркутске прошла выставка «Сиблесопользование. Деревообработка. Деревянное домостроение». 17 сентября 2014 года в рамках выставки прошел круглый стол «Последние изменения в лесном законодательстве (ФЗ № 415) и их влияние на положение в лесном комплексе». Краткие тезисы по данной теме, подготовленные Комитетом по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства при ТПП ВС (далее Лесной комитет), предлагаются вашему вниманию. Ваши мнения и замечания ждем по адресу: tpwood@rambler.ru.



В августе 2014 года Лесной комитет при Восточно-Сибирской торгово-промышленной палате сделал рассылку документов о последних изменениях, вносимых в Лесной кодекс. Рассылка была сделана не только специалистам лесной отрасли Иркутской области, но и лесным специалистам других регионов России. 

Учитывая полученные отклики профессионалов, попытаемся ответить на поставленный вопрос: «Как повлияют последние изменения в Лесном кодексе на положение в ЛПК России?»

Для ответа на этот вопрос необходимо начать с краткого рассмотрения тенденции развития лесного законодательства в России, чтобы понять: куда мы движемся и где в итоге окажемся?


Как все хорошо начиналось…

291 год назад, в 1723 году, Петр I издал «Инструкцию обер-вальдмейстеру (то есть государственному служащему)». В инструкции были собраны ранее изданные Петром I законы о лесе. 

В это же время Петр I создал лесную стражу для защиты корабельных сосен от незаконных рубок, то есть заложил принцип постоянного и не истощаемого пользования лесом.

201 год назад, в 1813 году, был создан Санкт-Петербургский практический лесной институт, ныне Лесотехническая академия. 

В 1826 году в России появились первые лесничества и лесничие, а лесоустройство начало развиваться на научной основе. 

О важности лесничих говорит такой факт: губернский лесничий приравнивался к должности командира полка. Лесная политика российского государства сводилась к решению важнейших задач: централизация управления и охрана леса, извлечение наибольшего дохода от использования лесных ресурсов, воспроизводство леса.

91 год назад, в 1923 году, был принят Лесной кодекс РСФСР, начались революционные «реформы», которые затормозили развитие лесного хозяйства: отказались от научной базы лесного хозяйства и квалифицированных лесничих, лесное хозяйство и лесную промышленность разделили, резко увеличили число перерубов расчетной лесосеки, что привело к снижению лесистости.

48 лет назад, в 1966 году, был установлен праздник день работников леса — третье воскресенье сентября.


…а получилось, как всегда

24 года назад началась дикая и криминальная приватизация лесной промышленности, а для закрепления ее итогов в 1997 году был принят Лесной кодекс. За 10 лет своего существования тот Лесной кодекс изменялся 12 раз.

14 лет назад, в 2000 году, президентским указом были ликвидированы: Федеральная служба лесного хозяйства и Государственный комитет по охране окружающей среды. По всей стране 70 тысяч лесников-обходчиков из лесной охраны заменили на 400 инспекторов. В результате началось повальное воровство леса, так как он остался без охраны, а президент и премьер-министр уже 14 лет дают строгие ежегодные указания «разобраться и навести порядок». 

Таким образом, федеральный центр сам начал создавать проблемы в лесной отрасли и сам же искал пути их решения, не привлекая к этому критикующих правительство профессионалов, а опираясь на все одобряющих региональных руководителей лесной отрасли.

Руководить лесной отраслью в регионах в это время стали врачи, юристы, туристы, автомобилисты. Эти менеджеры одобряли любые губительные для лесной отрасли решения федерального центра. 

Во многих лесных регионах решались только текущие проблемы, а о стратегическом планировании задумываться не успевали, так как менеджеры менялись как перчатки, почти ежегодно или даже чаще. Работа таких менеджеров сводилась больше к «имитации деятельности», которая создавала еще больше проблем в лесной отрасли, потому что большинство принятых решений не доводилось до логического завершения. У каждого нового менеджера были новые идеи по руководству лесной отраслью региона.

Было бы интересно посмотреть, что бы сделал с ними Петр I, если бы смог увидеть результат их деятельности.

8 лет назад, в 2007 году, начал действовать новый Лесной кодекс, главной задачей которого было выдавить мелкий и средний бизнес из леса и оставить там только крупный бизнес.

Крупный бизнес пробил себе право на получение лесных участков без проведения аукциона, лишь на основании административных решений органов власти, для реализации так называемых «приоритетных инвестиционных проектов», в том числе за половину от минимальной рыночной платы, установленной для остальных лесопользователей.  

За 8 лет своего существования новый Лесной кодекс изменялся уже более 20 раз. 


Будет только хуже?

9 месяцев назад, в декабре 2013 года, были приняты очередные три ФЗ, вносящих изменения в Лесной кодекс. 

Рассмотрим один из них: ФЗ № 415: «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».


Основные положения ФЗ № 415:  

1. лесопользователь обязан осуществлять учет заготовленной древесины;

2. вводится запрет на продажу древесины, которую граждане получили для собственных хозяйственных нужд;

3. транспортировка заготовленной древесины разрешается при наличии специального сопроводительного документа;

4. вводится обязательное декларирования сделок с древесиной;

6. обязательна маркировка всех бревен при обороте ценных пород древесины: дуба, бука и ясеня; 

7. создается Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС); 

8. устанавливается порядок хранения, реализации или утилизации конфискованной древесины.


Основные изменения в Кодексе об административных правонарушениях:

1. за отказ или предоставление заведомо ложной информации о сделках с древесиной штраф составит до 200 тысяч рублей;

2. за нарушение требований лесного законодательства в части маркировки древесины штраф составит 500 тысяч рублей с конфискацией древесины;

3. за транспортировку древесины без документов штраф составит до 700 тысяч рублей с конфискацией транспортных средств.

Порядок введения ФЗ № 415:

С 1 февраля 2014 года запрещено отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. 

С 1 июля 2014 года транспортировка древесины любым видом транспорта должна осуществляться при наличии сопроводительного документа. 

С 1 января 2015 года древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, будет подлежать учету до ее вывоза из леса.

С 1 июля 2015 года требуется предоставлять декларацию о всех сделках с древесиной.

В качестве примера рассмотрим проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении формы декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления».

• Декларация о сделках с древесиной представляется отдельно по каждому договору. 

• Декларация представляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора, но не позднее одного дня до транспортировки древесины.

• В декларацию не реже одного раза в месяц вносятся сведения нарастающим итогом о фактическом объеме древесины, на которую право собственности прекращено. 

• Декларация о сделках с древесиной заполняется с соблюдением следующих требований: указывается номер декларации, указывается дата представления декларации, которые  являются реквизитами для поиска декларации в информационной системе учета древесины,  указывается совершаемая операция с декларацией о сделках с древесиной,  указываются сведения о декларанте, указываются сведения о месте складирования древесины, указываются сведения о документах, на основании которых декларантом была осуществлена заготовка древесины, указываются сведения о договоре, по которому приобретается древесина, в случае отчуждения древесины ценных лесных пород указываются дата маркировки и объем бревна.

Обобщая мнения лесных специалистов, которые всегда выступали за наведение порядка в лесу, а также анализируя итоги правоприменительной практики региональных законов об учете древесины, можно сделать следующие выводы: 

1. Начнем с граждан. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может быть использована кем-либо еще. Идея неплохая, но как большинство людей сможет ее заготовить для себя и доставить до места ее использования, не обращаясь к коммерческим структурам? Ответ: никак! 

2. Процесс создания и работы единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), вероятнее всего, будет похож на внедренную в 2013 году в Рослесхозе автоматизированную информационную систему «Государственный лесной реестр» с теми же проблемами и ошибками. 

Таким образом, в самом ближайшем будущем ситуация с незаконными рубками ухудшится, так как сотрудники лесных министерств и агентств лесного хозяйства на местах будут заняты лишь обслуживанием информационной системы учета древесины.

3. Представители Рослесхоза и депутаты Госдумы заявляют, что в 2013 году объем незаконно заготовленной древесины в России составил всего 1,1 млн м3, а ущерб — 10 млрд рублей. 

Хочу проинформировать вас, что по заказу Фонда дикой природы России в 2008 и 2011 годах проводилась работа по определению объема незаконных заготовок леса в Иркутской области. 

Так, например, в 2011 году в Иркутской области по расчетам было заготовлено 3 млн м3 незаконной древесины, а официальные цифры составили всего 325 тыс. м3.

Допустим, хотя это и маловероятно, что информационная система выявит реальную картину с незаконными заготовками леса, тогда кураторам этой информационной системы придется или останавливать систему, или скрывать реальные масштабы воровства леса.

4. Сотрудники Рослесхоза уверяют нас в том, что ФЗ №415, вводящий информационную систему учета древесины, решит проблему с нелегальной лесозаготовкой. 

По моему оценочному мнению, эта информационная система не позволит прекратить незаконные лесозаготовки. Можно с уверенностью сказать, что обязательно увеличится объем поддельных документов, а следовательно, вырастет коррупция в лесной отрасли.

5. Серьезных улучшений в деле борьбы с незаконными лесозаготовками также не  произойдет потому, что принятый ФЗ №415 не устраняет социально-экономические  причины, порождающие воровство леса: это безработица и нищета населения лесных районов, скупка ворованного леса китайскими перекупщиками, отсутствие действенной государственной лесной охраны, недостаток свободных штатных единиц в лесном министерстве, агентстве лесного хозяйства и полиции для обеспечения работы новой  системы контроля и учета. 

6. На примере областного закона Иркутской области о пунктах приема и отгрузки древесины можно спрогнозировать, что если будет затруднена перевозка незаконно заготовленной древесины по главным дорогам Иркутской области, то перевозиться она будет по местным дорогам и в еще большем объеме перерабатываться в пределах одного района, например, на китайских пилорамах. 

7. А законопослушным легальным лесозаготовителям ФЗ №415 обеспечит увеличение документооборота в электронном и бумажном виде, рост производственных расходов, снижение прибыли, невозможность конкурировать с черными лесорубами, получение огромных штрафов за неумышленные нарушения лесного законодательства.

Формирующаяся тенденция действий федерального центра в области лесной политики позволяет сделать прогноз на ближайшие 3–5 лет: вся экономика страны начинает готовиться к переводу на мобилизационные рельсы, поэтому главное внимание будет уделяться стратегическим отраслям экономики, связанным с обеспечением безопасности страны. В этом случае в лесной отрасли России резко сократится не только бюджетное финансирование, но и частные инвестиции, как следствие — из-за финансовых проблем малый и средний бизнес станет еще на несколько ступенек ближе к своему банкротству, деловой климат ухудшится, а особо доверенные и приближенные к власти бизнес-структуры, возможно, получат в частную собственность земли лесного фонда (будем надеяться, что не все земли, а только часть).

Лесная отрасль Иркутской области кроме ухудшения делового климата от действий федерального центра может подвергнуться еще одному испытанию. До недавнего времени   был один теоретический фактор, который мог вызвать крах всей лесной отрасли Иркутской области, но с каждым днем осуществление этого фактора становится все более реальным — это монополия экспорта лесоматериалов в Китай. 

Одна страна — Китай — импортирует из Иркутской области более 95% круглого леса, 85% — целлюлозы, 36% — пиломатериалов. В настоящее время этот фактор приводит к ценовому диктату китайской стороны: цены на экспортируемые из Иркутской области лесоматериалы в Китай значительно ниже мировых. Но если Китай в сложившейся ситуации с Украиной не согласится портить отношения с США, защищая позицию России, и уменьшит объем экспортируемых лесоматериалов, то крах неизбежен.