Лесная логистика

Каждый лесозаготовитель периодически задумывается о снижении затрат. Особенно часто эти мысли начинают приходить в периоды нестабильной ситуации в стране, что мы наблюдаем и сейчас. Одним из путей экономии является грамотная логистика. Об этом мы поговорили с Артемом Савко, директором по связям с общественностью ОАО «Группа «Илим», лидера российской целлюлозно-бумажной промышленности, выстроившим и контролирующим все бизнес-процессы от лесозаготовки до выпуска продукции.



— Расскажите, как вы выбираете оптимальное логистическое решение для транспортировки заготовленного леса до места обработки?

— Существует три способа доставки древесины: автотранспортом, по железной дороге и сплав. При выборе наиболее оптимального логистического решения мы руководствуемся несколькими критериями. 

Основополагающим критерием для нас является себестоимость лесосырья в пункте переработки. Кроме того, своего рода ограничителем при выборе способа доставки также является сезонность: в зимнее время древесину невозможно сплавлять по рекам, а весной, в сезон распутицы, возникают трудности с автоперевозками. 

И наконец, мы учитываем степень загруженности собственных транспортных подразделений. Если своих сил недостаточно, то мы обращаемся к профильным сторонним организациям. 

— А с точки зрения эффективности, какой вид транспорта предпочтительнее?

— В отличие от железнодорожного транспорта автомобильный позволяет перемещать древесину прямо от места заготовки к месту переработки и при этом минимизировать или вовсе исключить перевалку, т. е. перемещение груза из одного транспорта в другой. 

Даже несмотря на то что в случае с автоперевозками мы ограничены временем в пути — согласно требованиям к правилам охраны труда, рейс не может длиться дольше суток, — оборачиваемость у автотранспорта выше, чем у железнодорожного.

— Каким образом сегодня осуществляется контроль безопасности доставки грузов до пункта назначения? Кто выступает гарантом сохранности и качества товара?

— Сейчас в соответствии с требованиями действующего законодательства на каждую партию грузов необходимо оформлять сопроводительный документ соответствующего государственного образца. В будущем система контроля будет меняться по мере вступления в силу новых статей лесного кодекса в части оборота круглых лесоматериалов.

— Какие передовые технологии в области современной транспортной логистики сейчас наиболее популярны и почему?

— Во-первых, это максимизация нагрузки на один рейс и одну перевалочную операцию, это позволяет минимизировать затраты. 

Во-вторых, это использование современных транспортных средств, которые потребляют меньше топлива и обладают большей грузоподъемностью. Однако в России использовать такой транспорт может быть затруднительно. В основном из-за низкого качества строительства дорог и мостов. 

Если говорить о Группе «Илим», то мы нашли такой выход из ситуации: в Усть-Илимске мы используем и содержим технологические дороги, которые были построены еще в советские времена. Это позволяет нам максимально загружать транспортные средства и исключать из маршрута дороги общего пользования. В итоге одна машина способна перевезти столько же, сколько и один железнодорожный вагон — порядка 60 кубов лесосырья.

Также на лесной бирже мы внедрили высотную штабелевку и закупили для этих целей специальные погрузчики с длинной стрелой и подъемной кабиной. Это позволило увеличить высоту складирования с 6 до 10 метров.

— Зачастую спад объема перевозок списывают на сезонность, так ли это? Какие факторы на сегодняшний день влияют на портфель заказов и почему?

— Сезонность действительно оказывает немалое влияние. Особенно если речь идет об автоперевозках: в сезон распутицы дороги размывает. Но и с сезонностью возможно справиться.